fbpx

Задать вопрос

Что западному бизнесмену стоит знать о стилях управления в компаниях Китая, Японии и Южной Кореи

Решаясь вести бизнес с азиатскими партнерами, желательно разобраться специфике межкультурного менеджмента. В Китае, Японии и Южной Корее значительное влияние на формирование моделей построения бизнеса оказывает конфуцианство, даосизм и буддизм. Примером, из конфуцианства берутся ценности лояльности, гармонии и корпоративной иерархии, из даосизма – практика делегирования обязанностей, из буддизма – важность коллективной работы.

 

Межкультурная компетенция – очень сложный и разносторонний навык. Знания о культурных особенностях партнеров – только первый шаг в его формировании.

Наряду с этим, азиатские партнеры тоже заинтересованы в налаживании взаимоотношений. Учитывая желание обеих сторон идти навстречу друг другу, цель вполне достижима. Примеров эффективного партнерства между западными и азиатскими предпринимателями достаточно много.

 

1. Многогранность понятия гуаньси и предпочтения клиентов

Знакомство с азиатской деловой этикой стоит начать в понимания термина «гуаньси». В некоторых русскоязычных источниках этому понятию придаются негативная смысловая окраска. Речь идет об ассоциациях с кумовством и блатом. Наряду с этим, понятие «гуаньси» имеет более широкий смысл, и подразумевает неформальные отношения и личные связи в целом.

 

Ведение бизнеса в Китае, Японии и Южной Корее намного больше, чем на Западе, основывается на хороших межличностных отношениях. Если на Западе договор – это константа и базис, определяющий права и обязательства сторон в будущих взаимоотношениях, то в азиатских странах договор – это только первый шаг в построении деловых отношений. После его заключения проводятся переговоры, вносятся изменения в условия и так далее. Главное – достигнуть межличностного контакта.

 

Именно поэтому западному предпринимателю необходимо глубоко вникнуть в вопросы о поведении, ритуалах, стиле общения, а также об отношении к подчиненным и о предпочтениях клиентов.

Пример успешного завоевания рынка в Азии – это деятельность шведской мебельной компании IKEA. При этом для китайских, японских и корейских потребителей предлагаются разные «фишки» с учетом особенностей менталитета жителей каждой страны.

 

Посетители магазинов IKEA в Китае, спасаясь от жары, укладываются подремать прямо на выставленную там мебель. И руководство магазинов не запрещает такие действия, хотя в Европе или США это было бы неслыханным чудачеством. Для китайцев поспать в общественном месте – это норма, и в IKEA это понимают. Возможно, кто-то из клиентов оценит удобство мебели после полуденной сиесты, и захочет сделать покупку.

 

2. Иерархичность и патерналистский стиль управления

В Китае, Японии и Южной Корее поддерживается концепция общественной иерархии. Отношение к людям основывается на социальном статусе. В Китае явно отдается предпочтение патерналистскому стилю управления, когда собственник бизнеса – это «патриарх» (отец), а подчиненные – «дети». При этом патерналистский стиль руководства бывает, как благосклонным, так и эксплуататорским.

 

В подобных условиях новым сотрудникам очень сложно занять достойное место в иерархии. Менеджеры испытывают высокую потребность в доминировании. Чтобы добиться власти, они нередко прибегают к манипуляциям и обману. Если такие руководители чувствуют угрозу со стороны талантливых подчиненных, то они готовы любым путем устранить подобную угрозу.

 

В Японии и Корее тоже поддерживается иерархический подход к управлению. Но для руководства важно обеспечить слаженную работу коллектива и благоприятную среду внутри команды. В корейской культуре существует понятие «инва». Речь идет о гармонии между представителями разных уровней иерархии в компании. Менеджеры должны проявлять интерес к потребностям подчиненных, а сотрудники обязаны быть преданными и послушными. В Японии и Корее руководители стремятся к консенсусу в принятии важных управленческих решений.

Для понимания особенностей бизнес-среды в Японии следует принимать во внимание такое явление, как амакудари. После выхода на пенсию в 55 лет многие гос. чиновники начинают работать в крупных компаниях. У них остаются связи в профильных министерствах, что стимулирует развитие коррупционных связей.

В корейской экономике значимую роль играют чеболи – корпорации, принадлежащие влиятельным семьям, и поддерживаемые государством. Чеболи – фактор, усиливающий разрыв между населением с высоким и низким уровнем доходов.

 

3. Восток и Запад: движение навстречу

В условиях глобализации мировой экономики, азиатские руководители готовы к изменениям в стиле руководства. Азиатский менеджмент сейчас не так уникален, как принято считать. Множество азиатских компаний сочетают западные и восточные методы управления.

 

Джек Ма, руководитель Alibaba Group, использует в своих методах управления конфуцианские, даосские и буддистские принципы, и одновременно западные подходы.

 

Однако немало примеров провала западных компаний на азиатском рынке по причине культурной нестыковки и непринятия азиатского стиля ведения бизнеса. Необходимо помнить: компании Google, Microsoft, Facebook, Adobe, Apple вынуждены были полностью или частично покинуть китайский рынок.

Поэтому лучше изучать азиатские деловые традиции и успешные примеры западных компаний, таких как Starbucks и Adidas, чем действовать вслепую «на удачу».